ВелоБлог

КАК ПОДОБРАТЬ ВИЛКУ ДЛЯ ВЕЛОСИПЕДА?

КАК ПОДОБРАТЬ ВИЛКУ ДЛЯ ВЕЛОСИПЕДА?


При замене или подборе вилки к велосипеду необходимо обратить внимание на следующие пять важных моментов.

  1. Вид вилки по типу амортизации. Все вилки делятся на жесткие и амортизационные.
  2. Тип крепления штока вилки. Крепление бывает: резьбовым и безрезьбовым.
  3. Диаметр штока вилки. Он бывает: 1 дюйм, 1-1/8 дюймов, для конусных - 1,5 дюйма в нижней части штока и 1-1/8 дюйма в верхней.
  4. Тип крепления тормоза. Вилки производятся с креплениями для ободных и дисковых тормозов.
  5. Тип крепления колеса. Колеса крепятся к вилке на эксцентрик/гайку или на полую ось.

Разберем более подробно все эти пять пунктов. Но вначале рассмотрим конструкцию вилки.



Вид вилки по типу амортизации

Все велосипедные вилки делятся на жесткие и амортизационные.



В свою очередь все амортизационные вилки делятся в зависимости от конструкции амортизатора еще на 5 видов: пружинные, пружинно-эластомерные, пружинно-маслянные, воздушные и воздушно-маслянные. Подробнее об этих видах можно узнать здесь.

Жесткие вилки обычно ставят на трековые, BMX, городские, шоссейные и фэтбайк- велосипеды. Амортизационные же — на горные.


Тип крепления штока вилки

Существует два типа крепления штока вилки: резьбовое и нерезьбовое. Вилки с диаметром штока — 1 дюйм, чаще всего имеют резьбовое крепление, а вилки с диаметром — 1-1/8 дюймов — безрезьбовое крепление. В рулевой стакан на 1 дюйм, невозможно поставить вилку со штоком в 1-1/8 дюймов.



Вилки с безрезьбовым соединением делятся в свою очередь на два вида по форме штока: прямые и конусные. Форма штока обусловлена конструкцией рулевого стакана рамы, поэтому вилку с прямым штоком необходимо устанавливать в прямой стакан, либо в конический, используя при этом специальный адаптер. Установить вилку с коническим штоком в прямой стакан рамы не получится.



Диаметр штока вилки

Диаметр штока вилки измеряется штангель-циркулем. Приводим диаметр в миллиметрах и дюймах:

  • 25,4 мм = 1 дюйм (обычно резьбовые)
  • 28,5 мм = 1-1/8 дюймов (обычно безрезьбовые)
  • 38,1/28,5 мм = 1,5/1-1/8 дюймов (конусные)


Тип крепления тормоза

Вилки разделяются по типу крепления тормоза. Крепления бывают:

  1. Для клещевых (ободных) тормозов;
  2. Для V-brake (ободных) тормозов;
  3. Для дисковых, с типом установки IS -international standart;
  4. Для дисковых, с типом установки PM – post mount;
  5. Для дисковых, с типом установки Flat mount (шоссейные, циклокроссовые);



Тип крепления колеса

Колесо крепиться к вилке на:

  1. Эксцентрик;
  2. Гайку;
  3. Полую ось.


Виды велосипедных вилок по конструкции амортизации

ВИДЫ ВЕЛОСИПЕДНЫХ ВИЛОК

Все велосипедные вилки делятся на два вида по конструкции амортизации: жесткие и амортизационные.


Жесткие (ригидные) вилки

Жесткие вилки (рис. 1) хорошо знакомы велолюбителям еще с советских времен, когда их устанавливали на все велосипеды. Название вилки говорит само за себя. Такие вилки не имеют амортизатора и поэтому неспособны сглаживать неровности дороги. Однако, данные вилки имеют свои плюсы:

  • простая конструкция, и как следствие неприхотливое обслуживание и недорогая стоимость;
  • малый вес (в среднем: 0,5 — 1 кг);
  • работоспособность в холодное время года;
  • отсутствие сжигания энергии велосипедиста при педалировании из-за раскачивания амортизатора, что позволяет сэкономить силы и положительно сказывается на скорости движения по ровной дороге.

К минусам жестких вилок можно отнести:

  • неспособность сглаживать неровности дороги, и как следствие потеря скорости движения по плохим дорогам;
  • отсутствие амортизационного фактора, предохраняющего колесо от повреждения при езде по неровным дорогам;
  • отдача вибрации и ударов от неровных дорог по рукам велосипедиста.

Жесткие вилки производятся из алюминия, карбона, титана, стали и железа. Стальные и железные вилки имеют большой вес и неустойчивы к коррозии, поэтому сейчас их практически не выпускают.

Жесткие вилки отлично подходят для езды по ровной дороге, поэтому их используют в основном на трековых, BMX, дорожных, шоссейных и фэтбайк- велосипедах.


zhestkaya-alyuminievaya-vilka-dlya-shossejnogo-velosipeda

Рис. 1. Жесткая алюминиевая вилка для шоссейного велосипеда


Амортизационные вилки

Главной задачей амортизационных вилок является способность гасить все неровности дорог, создавая комфорт езды, и защищать переднее колесо и раму велосипеда от повреждений.

Амортизационные вилки в свою очередь делятся на 5 типов.

1. Пружинные вилки (рис. 2)

Этот тип является самым простым по конструкции, и соответственно самым дешевым по бюджету из амортизационных вилок. Роль амортизатора выполняют две стальные пружины, которые справляются только с ударными нагрузками на больших ухабах, вибрации же от каменистых дорог не предотвращаются.

На некоторых моделях таких вилок производители ставят регулировку жесткости, называемую «преднатягом пружины». Однако на практике она не работает.

Данные вилки практически не обладают преимуществами. Они тяжелые (2-3 кг), имеют короткий ход и непродолжительный срок службы.

Пружинные вилки подойдут для прогулочной езды.


Рис. 2. Конструкция пружинной амортизационной вилки


2. Пружинно-эластомерные вилки (рис. 3)

Надежный и недорогой тип амортизационных вилок, где стальная пружина выполняет роль сжатия, а демпфером выступает эластомер (длинный стержень из полимерного материала), который не дает пружине на обратном ходу быстро разжиматься.

Блокировка раскачки амортизатора, которую производители нередко устанавливают на пружинно-эластомерную вилку, позволяет сэкономить энергию велосипедиста при педалировании по ровной дороге и езде в гору. Также на определенных моделях предусмотрена регулировка жесткости пружины (Preload).

Минусами данных вилок являются: быстрый износ эластомера (1-2 года) при регулярной езде, большой вес вилки (2-3 кг) и невозможности эксплуатации велосипеда в зимнее время года из-за того, что эластомер в вилке теряет эластичность и перестает выполнять свои функции.


Рис. 3. Конструкция пружинно-эластомерной вилки на примере SR Suntour XCT


3. Воздушные вилки (рис. 4)

Роль амортизатора в данных вилках выполняет воздух, заменяющий пружину и демпфер. Воздух закачивается специальным насосом высокого давления. Преимуществом данного типа вилок является малый вес (1-1,5 кг), так как в конструкции отсутствует тяжелая стальная пружина. Настраивается вилка индивидуально под велосипедиста в зависимости от его веса. При накачке большего давления, вилка становится жесткой, меньшего — мягкой. Также имеется регулировка скорости отскока амортизационной вилки (Rebound). На многих моделях имеется блокировка амортизатора.

Обслуживание вилки сравнительно недорогое и несложное.

Минусом воздушных вилок является пропускание воздуха при экстремальной эксплуатации из-за снижения плотности манжет. Несвоевременная замена сальников может вылиться в потерю вилки!

Данная вилка качественна и имеет сравнительно невысокую цену. Она прекрасно подойдет для размеренной езды.


vozdushnaya-velosipednaya-vilka-iznutri


Рис. 4. Конструкция воздушной амортизационной вилки (Manitou Magnum)


4. Воздушно-масляные вилки (рис. 5)

В данном типе вилок пружиной служит воздух, а демпфером — масляный картридж. Воздушно-масляные вилки очень качественны, и имеют продолжительный срок службы. Также они имеют большое количество регулировок для комфортной езды, позволяющих настроить отскок, жесткость и блокировку амортизатора. Вилки рассчитаны на велосипедистов, имеющих большой вес. К минусам можно отнести осуществление постоянного контроля давления в картридже.


Рис. 5. Конструкция воздушно-масляной вилки


5. Пружинно-масляные вилки (рис. 6)

Самый надежный, но и дорогой тип амортизационных вилок. Для сжатия используется стальная или титановая пружина, а за скорость отскока отвечает масляный картридж. Конструкция картриджа представляет собой набор шайб с отверстиями разного сечения, через которые проходит масло. При повороте рычага регулировки отскока на вилке, площадь отверстий увеличивается или уменьшается, тем самым изменяя скорость прохода масла через отверстия. В этом состоит принцип регулировки скорости отскока.

Недостатками пружинно-масляных вилок является большой вес (при использовании стальной пружины) и высокая цена.


Рис. 6. Конструкция пружинно-масляной вилки